Кафедральный собор Сиены

 История Сиенского собора

На месте античного храма Минервы в Сиене римляне построили крепость с четырьмя башнями. После падения некогда великой империи и христианизации Европы это сооружение использовалось в качестве епископской резиденции, в состав которой входила обращенная к востоку церковь. В середине XII в. на месте храма началось строительство романского собора. При этом старинная церковь стала частью нового здания с обращенным на юг фасадом.

Освящение кафедрального собора Санта-Мария Ассунта (Сattedrale di Santa Maria Assunta) состоялось в 1179 г., но строительство продолжалось. Основные работы завершились в 1215 г., купол появился в 1259-1264 г.г. Спустя некоторое время, в 1284-1296 г.г., Джованни Пизано осуществил облицовку нижней части фасада в соответствии с сиенскими традициями в виде полос из белого и черного мрамора. Точно так же декорирована и 77-метровая романская колокольня, в 1313 г. преобразованная из римской крепостной башни.

В 1317 г. Камаино ди Крешентино провел работы по расширению кафедрального собора, чаще называемого Дуомо ди Сиена (Duomo di Siena). Но все же храм был маловат для быстро растущего города. Кроме того, Сиена соперничала со своей соседкой Флоренцией, где в то время велось строительство собора Санта-Мария дель Фьоре. Поэтому в городе родилась идея создания храма, который должен был стать крупнейшим в Европе. В 1339 г. архитектор Ландо ди Пьеро возглавил работы по строительству «Нового Дуомо». Уже существующий собор должен был стать трансептом этого храма, ориентированного на юг. Однако в 1348 г. в Сиене началась эпидемия чумы, после окончания которой экономическое положение города ухудшилось. По этой причине в 1357 г. строительство Нового Дуомо было остановлено. Об этом грандиозном проекте напоминают возведенные части стен и незавершенный фасад.

В 1376 г. Джованни ди Чекко оформил верхнюю часть фасада собора. В 1382 г. с возведением сводов центрального нефа строительство Дуомо было завершено.

Архитектурные особенности Дуомо ди Сиена

Поскольку строительство кафедрального собора Сиены тянулось почти два с половиной столетия, в его внешнем облике угадываются черты различных архитектурных стилей. Так нижний ярус фасада с тремя порталами сочетает в себе романские и готические традиции, а верхний является образцом поздней готики, причем мозаики фронтонов выполнены в XIX в. Порталы собора увенчаны вимпергами и напоминают образцы французской готики. Фасаду добавляют изящества резные башенки-пинакли и галереи с аркадами. Над центральным порталом находится огромное окно, называемое «розой». Украшением фасада служат скульптуры пророков и апостолов.

Внутреннее убранство Дуомо

Кафедральный собор построен в форме латинского креста. Он имеет три нефа и двухнефный трансепт. Интерес представляет купол, установленный на шестиугольном основании с шестью позолоченными статуями святы, и становящийся двенадцатигранным в верхней части. Внутреннюю поверхность купола украшает роспись с изображениями 42 пророков и иерархов церкви. Под карнизом, идущим между сводами и арками центрального нефа, установлены 172 бюста римских пап, ниже располагаются 36 бюстов императоров.

Главный алтарь Дуомо высечен из мрамора выдающимся мастером Бальдассаре Перуцци в 1532 г. Он увенчан бронзовой дарохранительницей, созданной Веккьеттой в 1467-1472 г.г. Автором витража в апсиде является сиенский художник Дуччо ди Буонинсенья.

В 1492 г. в левом нефе храма была построена библиотека Пикколомини. Об этом распорядился кардинал Франческо Нанни Тодескини-Пикколомини, который в 1503 г. стал папой римским Пием III, но через 27 дней скончался. Библиотека предназначалась для книг, собранных папой Пием II, в миру Энеа Сильвио Пикколомини, но использовалась для других нужд. В начале XVI в. Пинтуриккьо украсил это помещение фресками, посвященными жизни Пия II. В настоящее время здесь находится скульптурная композиция «Три грации», хранятся ценные книги с песнопениями, называемые антифонариями.

Около входа в библиотеку установлен большой алтарь с тремя рядами ниш, который в 1481-1485 г.г. создал Андреа Бреньо по заказу Франческо Пикколомини в честь Пия II. Его украшают скульптуры Микеланджело и Якопо делла Кверча. Алтарную картину «Мадонна с младенцем» написал Паоло ди Джованни Феи в 1385 г.

Капеллу Киджи в левом нефе в 1661 г. создал знаменитый архитектор Джованни Лоренцо Бернини по заказу родившегося в Сиене папы римского Александра VII, в миру Фабио Киджи. В капелле Иоанна Крестителя установлена статуя этого святого, выполненная в 1457 г. Донателло, который также в 1426 г. создал из бронзы надгробную плиту епископа Джованни Печчи.

Шедевром готического искусства является восьмиугольная кафедра, изготовленная Николо и Джованни Пизано в 1266-1268 г.г. Ее украшают скульптуры львов, атлантов, добродетелей. Рельефы для кафедры, созданные по библейским сюжетам, выполнены такими мастерами, как Арнольфо ди Камбио и Джованни Пизано.

Инкрустированный пол кафедрального собора выполнен сиенскими мастерами из мраморных плит в 1369-1547 г.г. Изображения на нем выполнены по античным и библейским сюжетам.

Будем рады ответить на Ваши дополнительные вопросы - воспользуйтесь формой запроса или звоните:
(495) 730-13-30.
Мы работаем с 09:00 до 20:30 в будние дни и с 11:30 до 17:00 по субботам.
Отзывы наших клиентов приведены здесь

Дополнительная информация:

Отзывы наших клиентов


Яндекс цитирования